Игры на развитие координации движений детей раннего возраста
Термин «координация» происходит от латинского coordination — взаимоупорядочение. Под координацией движений понимают процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи1.
Развитие координации движений ребенка раннего возраста есть чрезвычайно важным фактором его развития в целом. Физической тренировке, совершенствованию ловкости движений, подвижности, ритмичности ребенка будет способствовать выполнение им несложных и интересных заданий, которые мама может придумать сама.
Что же необходимо для проведения активных занятий? Мячики, шарики, скакалки, резинки, кегли, ложки, небольшие игрушки, обручи, гимнастические палочки — пригодится все это и не только. Желательно, чтобы мячики и палочки были разных цветов — тогда в процессе выполнения задания Вы с малышом сможете обращать внимания на цвета. Кроме мячиков можно использовать различные прочные предметы (из дерева) для изучения определенной темы, например, тема «Транспорт» — машинки, «Еда» — пластмассовые овощи и фрукты.
Как можно использовать вышеуказанные предметы в детских играх? Мы предлагаем Вам следующие варианты упражнений, но прежде — короткие рекомендации для родителей.
- Одна игра должна длится не больше 5-7 минут.
- Приступая к игре, покажите ребенку, как необходимо играть (откуда брать мячик, куда его класть, как проходить «полосу препятствий»).
- Все игровые активные упражнения выполняйте под веселую детскую музыку. Если ребенку от года до двух, в играх желательно использовать одну и ту же песенку, чтобы малыш учился дифференцировать время для игр от других развивающих заданий.
- Сопровождайте ребенка 1–2 лет в игре: шаг за шагом выполняйте задание вместе.
- Всякий раз заканчивайте занятие, если видите, что ребенок устал.
Игры:
- «Перенеси мячик + скакалка». В игре используется скакалка. Приготовление: разложить скакалку (одну или две) в виде лабиринта. В одной стороне от скакалки высыпать мячики, в другую поставить пустую корзину. Задание: начиная путь со стороны, где стоит пустая корзинка, пройти по лабиринту (желательно без обуви), взять мячик в конце лабиринта, вернуться с мячиком, положить его в корзинку и начать свой путь сначала.
- «Перенеси по пенькам». Для игры необходимы пеньки разной высоты. Приготовление: расставить пеньки (от 4 до 7 шт.) с небольшим расстоянием друг от друга, формируя «дорожку», рассыпать маленькие мячики (игрушки или другие предметы, например, геометрические фигуры из конструктора) в конце «дорожки», в ее начале поставить корзину. Задание — пройти по пенькам, взять предмет, пробежать (уже мимо пеньков) и бросить предмет в корзинку.
- «Прыжки и мячики». Разложить 2–3 небольших обруча, формируя «дорожку», высыпать шарики или небольшие предметы. Задание — прыгнуть в каждый обруч из «дорожки», взять мячик, вернуться обратно. Для «обратной дороги» тоже можно разложить обручи.
- «Тоннель». Чтобы построить тоннель необходимо установить обручи (2–4 шт.) вертикально с небольшим расстоянием друг от друга. Задание ребенка – проползти через тоннель + уже известное задание с мячиками.
- «Ходьба между палочками». Разложить гимнастические палочки (3–5 шт.) параллельно с небольшим расстоянием друг от друга, рассыпать мячики. Задание — пройти между палочками, не наступая на них + мячики.
- «Прыжки на мат». Тренировать мышцы, развивать смелость, учить цвета — вот какие цели ставит перед Вами это задание. Из инвентаря понадобится мат и пуф, можно детский стульчик. Задание — переносить мячики в корзинку, прыгая с пуфа на мат. Важно, чтобы это задание ребенок выполнял только вместе со взрослым.
- «Ходьба по стульчикам». Приготовление: выстроить в ряд детские стульчики (одинаковой высоты) без промежутков между ними, высыпать мячики. Задание: переносить мячики, проходя по дорожке из стульчиков.
- «Резиночки». Для игры необходимо натянуть резинку (или обвязать скакалкой) на 2 детских стульчика на уровне коленок ребенка + мячики. Задание: проползти под резинкой, взять мячик, обратно вернуться, высоко переступая через резинку. Резинку можно натянуть низко — тогда ребенку можно дать задание наступать на резинку или перешагивать через нее.
- «Баскетбол» Например, бросаем большие мячики в обруч. Для маленьких детей обруч можно держать низко параллельно полу. Для деток постарше — выше, а также перпендикулярно полу, изменяя его позицию (например, Вы держите обруч в руках, когда ребенок побежал за мячиком, Вы берете обруч уже в другую руку).
- «Попади в цель». Задание: попасть маленьким мячиком в корзину с расстояния. Особенно такая игра нравится старшим деткам (2–3 года).
- «Перекатываем мячики». Задание выполняется при помощи гимнастической палочки. Под веселую музыку перекатываем палочкой мячик от места, где лежат мячики до корзинки.
- «Кормим животное». В одну часть комнаты ставим мисочку с фасолью, например, в другую — какую-то игрушку и пустую мисочку возле нее. Задание: взять ложечкой фасолинку и перенести ее к игрушке, таким образом, покормив ее. Младшие детки могут просто переносить «еду», для старших в этой игре можно придумать полосу препятствий — например, отнести фасолинку, пройдя по палочке или по пенькам.
- «Мячики и ложечки». Задание такое же, как и предыдущее, но переносим в этот раз маленькие мячики. Игра требует усиленной концентрации и сосредоточенности, поэтому подходит для детей от двух лет.
- «Через преграды». Приготовление: расставить детские стульчики или кегли в ряд. Высыпать мячики, как в предыдущих играх. Задание для ребенка: взять мячик, пробежать между стульчиков, бросить мяч в корзинку.
- «Дорога препятствий». Для игры необходимо сформировать дорожку из гальки или булыжников. Кроме камней на дорожку можно выложить массажные щетки, счеты, каштаны, шишки и другое. Задание — пройти по полосе препятствий + мячики.
Все вышеуказанные игры Вы можете изменять, дополнять, усложнять и комбинировать. Главное, чтоб активные занятия приносили малышу радость и удовольствие.
Католиченко Ольга
психолог, специалист по раннему развитию
1 — (Агаджанян Н. А., Аганянц Е. К., Бабский Е. Б., Кобрин В. И., Коротько Геннадий Феодосьевич Физиология человека: В 2. т. / Владимир Михайлович Покровский (ред.), Геннадий Феодосьевич Коротько (ред.) — М. : Медицина, 1997. — 368с.)