Главная / Лялины программы / Раннее развитие / Особенности сенсорного развития малыша

Особенности сенсорного развития малыша

Многие родители интересуются, в каком возрасте дети начинают различать цвета и беспокоятся, если ребенок не запомнил семь цветов спектра до трехлетнего возраста. Чтобы разобраться с данной проблемой, стоит обратиться к теоретическим основам сенсорного развития ребенка.

Раннее детство — период стремительного сенсорного развития малыша и сенситивный период для формирования и совершенствования его сенсорных способностей.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст есть наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

Большую роль в сенсорном воспитании играет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. Так, сенсорными эталонами цвета выступают семь цветов спектра, эталонами формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов — длительный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон — не означает научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и уметь пользоваться такими представлениями для анализа свойств различных предметов в различных ситуациях, что, следовательно, в раннем возрасте есть еще слишком сложной задачей для ребенка.

Ребенок раненого возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, но задачей взрослых есть организация таких условий деятельности малыша, в которых он будет активно знакомиться со свойствами тех или иных предметов. Важно обращать внимание ребенка на шесть цветов спектра (голубой цвет в раннем возрасте следует исключить), а также на черный и белый цвет, на геометрические фигуры — круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Знакомя детей со свойствами предметов, важно добиваться не запоминания названий свойств, а умения оперировать полученными знаниями. То есть, необходимо требовать от ребенка не называния цвета или формы того или иного предмета, а сравнения — на что этот предмет похож (например, «это как крыша», «это как клубничка», «это как окошко»). Таким образом, будет происходить и интеллектуальное развитие малыша, и формирование предусловий для дальнейшего усвоения сенсорных эталонов.

Целенаправленное же обучение ребенка сенсорным эталонам начинается только с третьего года жизни.

Католиченко Ольга
Психолог, специалист по раннему развитию

Раннее развитие

(097) 409 11 05

Ляля любит отвечать
на звонки родителей :)