Ребенку 1 год. Как получить максимум эффекта от развивающих занятий?
Итак, Вы с Вашим годовалым малышом посетили первое занятие в центре развития. После занятия Вы задумались: зачем все это надо? Не рано ли еще давать такие пособия моему ребенку? Какая польза от многократного повторения одних и тех же действий? Что делать, если ребенок в силу своего возраста, еще не может самостоятельно справиться с заданием? Должна ли я помогать ему, или пусть сам старается? Мам часто беспокоят эти вопросы. Чтобы ответить на них, давайте разберемся в возрастных особенностях годовалого малыша.
К концу первого года жизни у большинства детей возникают такие новообразования как прямая ходьба, совершенствование действий с предметами, общение со взрослыми. Первые шажки ребенка обусловливают расширение его кругозора, а в связи с этим — развитие сенсорных процессов. Поначалу ситуативная и многозначительная, речь ребенка способствует развитию и совершенствованию общения со взрослыми. После одного года меняется характер взаимодействия ребенка и взрослого. Если до этого маму и малыша объединяла тесная эмоциональная связь, то после одного года между ними появляется «третий не лишний» — предмет, особенности которого мама (или другой взрослый) должна разъяснять ребенку.
Годовалый ребенок — маленький исследователь, который уже готов познавать мир и, поверьте, у него это будет получаться! Но, конечно же, он потребует во всем Вашей помощи. Физическому развитию малыша будет способствовать совершение несложных забавных движений под веселую детскую музыку. Формированию бытовых навыков — неоднократное повторение одних и тех же действий (например, принести что-то с определенного места, положить это обратно). Умственное развитие ребенка наиболее эффективно будет происходить в предметной деятельности. Получив новую игрушку, ребенок не знает, как нужно с ней поступать. Ваше задание — показать, как можно играть с любой игрушкой. Получив наглядный опыт, сделав задания вместе со взрослым, ребенок будет формировать собственные навыки.
То же самое должно происходить на занятиях по раннему развитию. Малышу сложно сделать что-то самому? Сделайте это вместе с ним! (только никак не за него!). Если что-то нужно показать — показывайте своей рукой, держа в ней ручку ребенка. Если нужно рисовать или клеить — творите вместе таким же образом. Носить мячики, или толкать их палочкой — мама активно участвует в игре, задействуя должным образом ножки и ручки ребенка.
Совместная работа касается как игрушек, предметов домашнего обихода, так и пособий известных педагогов (Монтессори, Зайцева, Лупан). Работайте над пособиями вместе с ребенком и вскоре Вы увидите результаты своих стараний!
И не забывайте, что начинать занятия в один год не рано, главное, чтобы малышу они нравились. А степень приобщения мамы в работу будет зависеть от нее самой — чем больше времени она будет уделять ребенку в совместной работе — тем быстрее малыш выработает свои собственные навыки.
Успехов Вам и интересных занятий для Ваших любимых малышей!
Католиченко Ольга
Психолог, специалист по раннему развитию