Главная / Лялины программы / Раннее развитие / Идеи для занятий с ребенком дома

Идеи для занятий с ребенком дома

Маленький человечек появляется на свет с уже вполне сформированными органами чувств, но еще не способными к активному функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями малышу еще предстоит научиться. За последнюю сотню лет никому, кроме Марии Монтессори, не удалось с такой необычайной точностью придумать дидактические пособия, специальные материалы, с помощью которых ребенок мог бы самостоятельно тренировать свои органы чувств.

Сенситивный период сенсорного развития длится обычно от 0 до 5,5 лет. Разумеется, здоровый ребенок в любом случае может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр. М. Монтессори считала, что воспитание чувств состоит не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он утончал (именно этот термин она употребляла) свои чувства, упражняя ними внимание, сравнения и высказывая суждения о предметах. Конечной целью таких упражнений являются не знания, а пути к нему, т.е. навыки распознавания.

«Как же это работает на практике?» – спросите Вы. Как же помочь малышу совершить эту удивительную работу по «утончению» собственных чувств?

Прежде всего, доверимся природе. Позволим ребенку делать то, что удовлетворит его неустанную потребность в общении с ней. Работа с природными материалами – это увлекательно, полезно, весело, а главное, безопасно!

Пожалуй, хватит теории… Итак, чем вы можете увлечь малыша или какие полезные идейки можно использовать для занятий дома:

  • Дети обожают внимательно слушать и смотреть, как песок пересыпается из одной банки в другую.
  • Совсем по-другому сыплется песок из закрытого чайника в блюдце через дырочку в носике.
  • Ребятишкам доставляет радость звонкое перекладывание камешков из одной в две плошки.
  • Еще больше им нравится переливать воду из чашки в чашку, стараясь не проливать на подносик. А если пролил – вытирать капли маленькой тряпочкой.
  • Возникают и трудности при переливании в узкое горлышко бутылки. Попробуем воспользоваться воронкой!
  • Металл блестит! Это можно обнаружить, если взять бархотку и мелкими движениями пальцев натирать металлический предмет.
  • Работа с зернами – перекладывание, сортировка – обостряет и утончает чувствительность детских пальчиков.
  • А если перекладывать пробки из сухой миски в тазик с водой, можно на собственном опыте убедиться, что пробка не тонет.
  • Ручная работа пипеткой поможет малышу понаблюдать, как капает вода.
  • Дети обожают сортировать косточки от вишен, слив, персиков, яблока, винограда по форме, размеру.
  • Галька – совершенно особый материал для работы ребенка. Возможность свободного выбора камешка вызывает его спонтанный интерес. Создание картины из гальки, зерен, блестящих шариков, тесьмы дает возможность развивать концентрацию внимания.
  • Ребенок представляет и перекладывает, наблюдает, узнает названия удивительных предметов живой природы: ракушек, камней, комочков глины, чувствует, как могут они превращаться в предметы искусства. Оказывается, вещи из обыденной жизни могут приобретать художественный смысл.
  • Сухие цветы и фрукты – это тоже природный материал. Его можно взять, положить, разглядеть, потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус.
  • Перышки птиц будем рассматривать и сортировать.
  • Сырая земля может быть мягкой и твердой, сыпучей или лежать комком. Она может состоять из мелких камешков и быть холодной или теплой.
  • Ребенок особенно радуется, когда вдруг начинает ощущать течение времени. Песочные часы представляют для него особый интерес.

Это примеры заданий по методике М. Монтессори, и вы смело можете использовать их для самостоятельных занятий с малышом. Кроме того, Ваш малыш сам придумает и подскажет вам тысячи других, интересных именно ему заданий. Вы только позвольте ему выбирать и фантазировать, так как самое главное - это индивидуальный путь познания и развития Вашего малыша, приносящий огромную радость ему и чувство гордости Вам, сознательный родитель :)

(097) 409 11 05

Ляля любит отвечать
на звонки родителей :)