Делай, делай, малыш, что хочешь!..
Со студенческой скамьи помнится мне рассказ преподавателя педагогики о том, как в одну японскую семью пришел гость. В этой семье был ребенок 3-х лет, который взял ножницы, отрезал половину галстука гостю, затем вылил ему на голову стакан сока. Родители при этом даже не пытались его остановить. Они помогли гостю привести себя в порядок и вручили новый галстук. Принцип воспитания японской педагогики строится на том, что до пяти лет ребенку позволено абсолютно все! А вот обучение хорошим манерам, правилам поведения в обществе начинается с шестого года жизни. Таким образом, считали японцы, из ребенка вырастает стрессоустойчивый и дисциплинированный человек. В 1971 году японский предприниматель в области электроники, один из основателей компании «Sony» Масару Ибука пишет книгу «После трех уже поздно», в которой он опровергает устоявшееся традиции воспитания и утверждает, что наиболее важным периодом в обучении и воспитании детей является возраст от 9 месяцев до 3 лет.
Действительно, в этом возрастном периоде у ребенка закладываются его важные личностные качества. Допустим, ребенку можно все позволять (лезть на стол, разбрасывать игрушки и не собирать их, не слушаться старших), не ограничивать ребенка в его действиях. Но рано или поздно ребенок вступит в более обширную социальную деятельность и для успешного ее выполнения ему необходимо будет владеть такими чертами характера и его личности в целом, которые обеспечат благоприятное взаимодействие с другими людьми. Итак, в трех-, четырехлетнем возрасте сидеть на столе уже будет неприемлемо. Но ребенку будет трудно понять, почему до этого времени ему разрешали всё и вдруг всё запретили? Зачем перевоспитывать личность, если ее можно воспитать правильно изначально?
Нет ничего плохо в том, что разумные запреты и ограничения будут выдвигаться перед ребенком уже в раннем возрасте. Так у малыша будет формироваться осознание результата своих поступков — хорошо он сделал или плохо. Ограничивая ребенка, стимулируя его оценивать свои поступки, взрослые делают важный вклад в формирование его адекватной самооценки, которая ему наверняка пригодится в дальнейшей жизни.
Католиченко Ольга
Психолог, специалист по раннему развитию